Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №16города Темиртау»
Проект исследовательского характера.
тема: «Оценка гибкости тела школьников».
Выполнили: Горлачев Вячеслав Владимирович
ОСШ №16 г. Темиртау
Темиртау 2014 год
Содержание
Абстракт 4
Введение 5
Исследовательская часть 5-7
Заключение 8
Глоссарий 9
Список литературы 10
Критерии, показатели, индикаторы проекта 11
Абстракт
Цели исследовательского проекта:
— оценка гибкости тела школьников 2-х, 4-х, 6-х и 8-х классов
— анализ полученных результатов с учетом возраста и пола школьников
— рекомендации
Гипотеза:
Основной гипотезой проекта является предположение, что с возрастом гибкость тела у школьников должна ухудшаться, т.е. у учащихся 2-го и 4-го классов гибкость тела должна быть выше, чем у школьников 6-го и 8-го классов. И гибкость тела у девочек выше, чем у мальчиков того же возраста.
Методы исследования:
1. Самостоятельная исследовательская деятельность по оценке гибкости тела у школьников 2-х, 4-х, 6-х и 8-х классов.
2. Оценка полученных данных с учетом возраста школьников и пола.
3. Социологический опрос школьников.
Результат работы:
Результатом работы является исследовательский проект.
Практическое использование:
Данная работа может быть использована на уроках физкультуры для общефизического развития школьников, на уроках биологии в 8-х классах при изучении опорно-двигательного аппарата, для понимания основ двигательной деятельности и физического развития человека, на уроках познания мира в начальных классах.
Введение
Нас заинтересовал вопрос, как изменяются сгибательные возможности у младших школьников и школьников среднего звена, т.е. как влияет возраст на гибкость тела человека, у кого и на сколько гибкость тела выше, у девочек или у мальчиков. Объектом исследования стали учащиеся 2-х, 4-х, 6-х и 8а классов нашей школы. Определяли сгибательные возможности школьников с помощью простых физических упражнений.
Исследовательская часть
Ход исследования:
Испытуемый проделывает три простых упражнения. Каждое упражнение имеет три степени сложности. В зависимости от степени сложности начисляются очки, которые после выполненной серии упражнений складываются, и определяется степень гибкости тела школьника.
Упражнение № 1: и.п. – о.с., ноги вместе. Испытуемый медленно наклоняется вперед и достает пол ладонями рук. Если это проделано легко, без особых усилий, то начисляется 4 очка; если испытуемый достает пол только пальцами рук, то начисляется 3 очка; если испытуемый не может коснуться пола, то 0 очков.
Упражнение № 2: и.п.- о.с., ноги на ширине плеч. Испытуемый наклоняется влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, то начисляется 4 очка; если испытуемый при выполнении упражнения может достать до колен, то начисляется 3 очка; если испытуемый не дотягивается до колен, то 0 очков.
Упражнение № 3: и.п. – лежа на спине. Испытуемый заводит ноги за голову и в таком положении пытается достать пол ногами. Если упражнение выполнено с помощью прямых ног, то начисляется 4 очка; при согнутых ногах – 3 очка; если испытуемый не может коснуться пола – 0 очков.
Форма отчетности:
Подсчитывается количество очков и определяется степень гибкости по таблице
Определение степени гибкости
количество очков |
состояние организма |
от 12 до9 |
У вас очень хорошая гибкость. Продолжайте активно заниматься спортом |
от 8 до 5 |
У вас нормальная гибкость, но помните, что без занятий физкультурой вы ее легко потеряете |
от 4до 0 |
У вас плохая гибкость. Необходимо заниматься физкультурой и спортом, выполнять на зарядке гимнастические упражнения дополнительно |
Результат исследования по классам:
2 класс
гибкость |
девочки |
% |
мальчики |
% |
всего |
% |
очень хорошая |
20 |
100 |
11 |
48 |
31 |
72 |
нормальная |
— |
— |
7 |
30 |
7 |
16 |
неудовлетворительная |
— |
— |
5 |
22 |
5 |
12 |
4 класс
гибкость |
девочки |
% |
мальчики |
% |
всего |
% |
очень хорошая |
16 |
81 |
13 |
72 |
29 |
78 |
нормальная |
3 |
19 |
2 |
11 |
5 |
14 |
неудовлетворительная |
— |
— |
3 |
17 |
3 |
8 |
6 класс
гибкость |
девочки |
% |
мальчики |
% |
всего |
% |
очень хорошая |
15 |
80 |
12 |
63 |
27 |
71 |
нормальная |
1 |
5 |
5 |
26 |
6 |
16 |
неудовлетворительная |
3 |
15 |
2 |
11 |
5 |
13 |
8 класс
гибкость |
девочки |
% |
мальчики |
% |
всего |
% |
очень хорошая |
9 |
100 |
11 |
74 |
20 |
84 |
нормальная |
— |
— |
2 |
13 |
2 |
8 |
неудовлетворительная |
— |
— |
2 |
13 |
2 |
8 |
Оценка полученных результатов по классам:
классы |
очень хорошая гибкость |
% |
нормальная гибкость |
% |
неудовлетворительная гибкость |
% |
2-е |
31 |
72 |
7 |
16 |
5 |
12 |
4-е |
29 |
78 |
5 |
14 |
3 |
8 |
6-е |
27 |
71 |
6 |
16 |
5 |
13 |
8а |
20 |
84 |
2 |
8 |
2 |
8 |
всего |
107 |
75 |
20 |
14 |
15 |
11 |
Исследования показали, что из 142 школьников нашей школы 107 детей показали высокую степень гибкости, что составило 75%, 20 учеников показали среднюю степень гибкости, что составило 14% и 15 учеников показали низкую степень гибкости, что составило 11%. Если смотреть по возрасту, то ученики 8а класса показали более высокие результаты, чем ученики 2-х, 4-х и 6-х классов. А ученики 4-х классов показали результаты выше, чем ученики 2-х классов. Следовательно, возраст на гибкость не влияет.
Оценка полученных результатов у девочек и мальчиков:
гибкость |
девочки |
% |
мальчики |
% |
разница |
очень хорошая |
60 |
90 |
47 |
63 |
27% |
нормальная |
4 |
6 |
16 |
21 |
15% |
неудовлетворительная |
3 |
4 |
12 |
16 |
12% |
Мы исследовали 142 школьника: 67 девочек и 75 мальчиков 2-х, 4-х, 6-х и 8а класса. По данным таблиц видно, что более гибкими являются девочки. Наивысшая степень гибкости у девочек – 90%, у мальчиков – 63%. Разница 27%. Среднюю степень гибкости показали 6% девочек и 21% мальчиков, разница составила 15%. Низкую степень гибкости показали 4% девочек и 16% мальчиков. Разница составила 12%.
Посмотрим гибкость девочек и мальчиков по классам. Наивысшая степень гибкости девочек 2-го класса на 52% выше, чем у мальчиков. В 4-м классе наивысшая степень гибкости у девочек на 9% выше, чем у мальчиков. В 6-м классе наивысшая степень гибкости у девочек на 17% выше, чем у мальчиков. В 8а классе наивысшая степень гибкости у девочек на 26% выше, чем у мальчиков.
Неудовлетворительная степень гибкости чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В 6-х классах – 13% мальчиков, во 2-м классе – 12%, в 4-м и 8а классах – по 8% мальчиков показали самую низкую степень гибкости.
Следовательно, пол влияет на степень гибкости, т.е. гибкость девочек выше, чем гибкость мальчиков
Социологический опрос школьников.
Школьникам 2-х, 4-х, 6-х и 8а классов было предложено ответить на вопросы:
1. Делаешь ли ты зарядку по утрам? (ежедневно, редко, не делаю)
2. С интересом ли ты занимаешься на уроках физкультуры? (да, нет)
3. Посещаешь ли ты спортивные секции? (да, нет)
Социологический опрос показал, что из 107 детей 60% делает зарядку ежедневно, 40% — редко, в воскресные дни. С интересом занимаются физкультурой 90%, и потому что заставляют – 10%. Посещают спортивные секции – 35% детей.
Следовательно, на гибкость влияет не только занятия физкультурой, но и индивидуальные способности школьника, его наследственность.
Выводы:
1. С помощью простых физических упражнений можно определить сгибательные возможности тела школьников.
2. Возраст на гибкость тела не влияет.
3. Гибкость тела девочек выше, чем у мальчиков.
4. На гибкость тела влияют занятия спортом, физкультурой, активная утренняя зарядка и наследственность.
5. Для сохранения гибкости тела необходимо ежедневно заниматься гимнастическими упражнениями дома, в спортивных секциях или на уроках физкультуры.
Рекомендации:
Для развития и сохранения гибкости тела школьников необходимо на уроках физкультуры и на утренней физической зарядке делать гимнастические упражнения.
Список литературы:
1. Биология. Человек. 9 класс. под редакцией А.С. Батуева
Москва, «Просвещение», 1994
2. Детская энциклопедия
Москва, «Педагогика», 1975
3. Любомирский Л.Е. «Физическая культура»
Москва, «Просвещение», 1997
4. Ридигер О.Н. Биология 9 класс. Учебное пособие
Москва, «АСТ-Пресс», 1999
5. Рохов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс
Москва, «Дрофа», 2000
6. Справочник школьника
Москва, «Просвещение», 1983
Глоссарий
Цель – представление о конкретном результате, который должен быть получен
Физическая культура – совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для физического совершенствования человека.
Мотивация – стимулирование к чему-либо.
Упражнение – метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
Индивидуальность – это абсолютно неповторимая, живущая в данной точке пространства, в данный момент времени существенно отличающаяся от других индивидуальностей внутренняя сущность.
Тест – контрольное упражнение, позволяющее выявить те или иные умения, навыки учащихся.
Способность – это индивидуально-психологическая особенность личности является условием успешного выполнения той или иной деятельности и проявляющаяся в том, на сколько индивид легко и просто осваивает способы ее организации и осуществления.
Соревнование – метод формирования и закрепления необходимых качеств личности путем сравнения собственных результатов с достижениями других.
Критерии, показатели, индикаторы проекта:
Личностно-смысловое отношение к процессу познавательной деятельности
— мотивационная ориентация к новому, сохранность мотивации
— умение обдумывать свои действия
1. индивидуальный интерес к предмету
2. желание познать новое
3. поощрение и одобрение со стороны окружающих
Отзыв
на тему «Оценка гибкости школьников»
авторы проекта: Горлачев В.В.
Проект исследовательского характера.
Цель научного проекта – определение гибкости тела школьников 2-х, 4-х, 6-х и 8а классов с помощью простых физических упражнений.
Горлачев В.В. провел ряд упражнений по оценке гибкости тела у школьников и выяснили, что у школьников всех исследуемых классов сгибательные возможности тела достаточно высокие и составляют 71-84%. И у учащихся 8а класса гибкость выше, чем у учащихся второго класса на 12%.. Вячеслав Владимирович экспериментально доказал, что гибкость девочек выше, чем у мальчиков того же возраста. Был проведен сравнительный анализ данных и сделаны соответствующие выводы.
В проекте поставленные задачи практически решены.
Проект соответствует требованиям, к защите допущен.
КПН старший преподаватель кафедры «Воспитание и социализация личности» Абдукалыков Н.А. ФАО «Орлеу» ИПК ПР по Карагандинской области.