Г.Н. Троепольский Прощание с другом

Тема: Г.Н. Троепольский «Прощание с другом» (отрывок из повести)

Цель: Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения, формировать умения работать над одной из ключевых проблем повести – проблема нравственности и милосердия.

Развивать умения оценивать жизненный ситуации, обобщать, сопоставлять героев и их поступки.

Воспитывать чувство доброты, милосердия, бережного отношения к животным.

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

2. Фонетическая зарядка:

Четко проговорим скороговорки

1 ряд

От топота копыт, пыль по полю летит.

2 ряд

Проворонила ворона вороненка

3 ряд

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

Хором

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе

Растеряла Маргарита

Маргаритки на дворе.

  1. Проверка домашнего задания: (с 155)

Рассказать стихотворение наизусть (5-7 учеников)

— Какие чувства переполняют Вас когда вы читаете это стихотворение? (счастья, радости, теплоты, восторга)

1 слайд «Сосновый бор»

— Какие эпитеты встретили вы в стихотворении? (сухой смолистый аромат, солнечный свет, яркий свет, тяжелый величавый ствол)

— Какие метафоры встретили в стихотворении? (солнечные палаты, зной и сухость света)

— Какие приемы использует автор в стихотворении?

(сравнения: песок как шелк, ствол – гигант.

Олицетворение: пахнет зной и сухость света)

— Стихотворение создает определенное настроение и видишь как прекрасен мир в детском воображении ребенка.

  1. Знакомство с новым произведением: Г. Троепольский «Прощание с другом»

— Сегодня будем знакомиться с новым произведением, это отрывок из повести Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо» отрывок называется «Прощание с другом».

На экране книга Г. Троепольского.

— Прежде чем начать читать это произведение, хочу обратить ваше внимание на экран и прочитать стихотворение Валентина Берестова.

На экране рисунок животного.

— В добрых глазах прирученного зверя

Каждый ребенок прочтет без труда.

Я полюбил тебя, я тебе верю!

Ты ведь не бросишь меня никогда!

— О чем говорят эти строки?

(Животные нуждаются в защите человека, нужно бережно относиться к животным)

— У многих из вас есть животные, которых вы любите, заботитесь о них. И сейчас ребята расскажут о своих любимых животных.

На экране фотографии животных.

Дети читают сочинения.

  1. – В литературе есть немало произведений о собаках – вспомните какие из них вы читали?

На экране слайды.

А.П. Чехов «Каштанка»

А.П. Чехов «Белолобый»

А. Куприн «Белый пудель»

— Сегодня, ребята, мы читаем отрывок из повести «Белый Бим Черное ухо».

«Прощание с другой»

  1. Рассказ об авторе.

На экране слайд (портрет Троепольского)

— И сейчас ребята расскажут вам об авторе этого произведения Гаврииле Николаевиче Троепольком.

Гавриил Николаевич Троепольский родился в 1905 году, в селе Новоспасовка, Тамбовской губернии, в семье священника. Учился в сельскохозяйственной академии, работал учителем в городе Воронеже.

Гавриил Николаевич Троеполький объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя.

Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Т. некоторое время преподавал в сельской школе в родной Воронежской губернии. После напряженного трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления: тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта.

В 1937 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка”, позднее в течение многих лет лучшие свои работы Т. печатал в журнале “Новый мир”, редактором которого был Александр Трифонович Твардовский. Именно ему посвятил Троепольский своего “Бима”. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.

На экране слайд (Иван Иваныч).

Учитель: — Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка, выкормил его. Бим, «по стандартам охотничьих собак, сеттер-гордон, должен был обязательно черным с блестящим отливом», а получился совсем не похожим на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим окрасом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато, рыженького цвета. С таким окрасом Бим не мог называться породной собакой, но для хозяина это уже не было столь важным: Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать».

— Почему так привязался Иван Иванович к своему другу?

В своих записках он пишет: «В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской, чувствами всегда неотразимыми если между ними не втерлось подхалимство». Теперь Иван Иванович был не одинок.

— Бим скрасил одиночество Ивана Ивановича. Много счастливых минут они пережили вместе.

Иван Иванович очень любил и заботился о Биме, они не когда не расставались, но лучилась беда.

— Иван Иванович участник войны, носил под сердцем осколок, который время от времени давал о себе знать. И вот однажды Бим заметил что его хозяину стало плохо.

А что было дальше мы узнаем из первой части.

Чтение отрывка учебника.

Чтение детьми.

— Читаем по частям и озаглавливаем каждую часть.

На экране слайд.

1 часть

Иван Иванович заболел

Бим тревожится за хозяина

Старые раны

2 часть

(На экране слайд)

Бим провожает Ивана Ивановича в больницу

Тоскливая ночь без хозяина

3 часть

На экране (слайд)

На поиски друга

Бим ищет своего друга

— Понравилась ли вам история про Бима?

— Какие чувства она вызвала у вас?

(чувство жалости, сострадания, хочется придти на помощь, помочь Биму, защитить)

— Где кульминация этого рассказа?

(стр. 159)

— Иван Иванович знал, как Бим привязан к нему, и ему было очень тяжело с ним расставаться.

9. Работа в группах.

Составить вопросы по содержанию.

1 ряд: 1 часть

2 ряд: 2 часть

3 ряд: 3 часть

1 ряд: пересказ 1 части.

— Найти и прочитать слова, характеризующие состояние Ивана Ивановича.

— Заметил ли Бим состояние хозяина?

(выборочное чтение)

— Кто помог вызвать скорую помощь?

— Чем закончилась 1 часть?

2 ряд: Пересказ 2 части.

— Как встретил Бим приехавших врачей?

— Из каких слов видно, что он тревожится за хозяина?

(стр. 158)

— Как провел Бим первую ночь без хозяина?

(стр. 159)

— Чем закончилась 2 часть?

3 ряд: пересказ 3 части.

— Почему Степановна выпустила Бима?

— Понимала ли она Бима, так как понимал его хозяин?

— Как Бим отреагировал на слова «ищи»?

— Где искал он хозяина?

— Как люди отнеслись к Биму?

10. Чтение отрывка из хрестоматии.

— Жизнь Бима закончилась трагически. Злые, жестокие люди, погубили Бима. Но все равно в нашей жизни больше добрых, отзывчивых людей, которые заботятся о животных. И хочу закончить словами из произведения: «Верил Бим в доброту человека. Великое благо верить и любить».

11. Просмотр отрывка из фильма «Белый Бим, Черное ухо»

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя