Конспект АМО-урока
Автор урока: Емешева Т.В.
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс: 5 класс, обучающихся 7 человек
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: «Дорожные знаки и дополнительные средства информации»
Автор учебника: А.Т. Смирнов
Тип урока: урок изучения нового материала
Психолого-педагогическая характеристика класса:
Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11 – 12 лет) это период адаптации учеников в среднем звене школьной жизни. Ребята перестраиваются на более самостоятельные действия, сосредотачиваются на изложении урочного материала разными учителями-предметниками. Поэтому должны быть более собраны, усидчивы, самостоятельно добывать новые знания (Интернет, библиотека, энциклопедический материал). Иметь способность контролировать своё поведение, развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать и активно работать в парах и группах. При получении теоритических знаний уметь применять их практически.
Учащиеся класса имеют необходимую базу знаний, так как учитель в начальной школе уделяла этому внимания в ходе воспитательного процесса. Ребята очень активны на уроке, хорошо развито чувство коллективизма, взаимовыручки, чувство одобрения. Отличаются наблюдательностью, применяют знания из практики, с желанием знакомятся с новым материалом. Эмоционально выразительны. Темп работы соответствует возрасту. Присутствует положительное лидерство.
Как все дети подвержены психологическим особенностям: не всегда собраны и ответственны; возникают споры, которые чаще всего приводят к компромиссу, нормы поведения во время урока у отдельных учеников заслуживают замечаний учителя, иногда игнорируют творческие домашние задания. Большой интерес вызывают практические занятия. Интеллект среди учеников класса на разном уровне, но нет отвергнутых учеников.
Цели урока
Дидактическая: Познакомить школьников с дорожными знаками и их назначениями;
Развивающая: Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке;
Воспитательная: Отработать коммуникативные навыки
Задачи урока:
1.1.Актуализация знаний учащихся по теме
-
Способствовать формированию оформления своих мыслей в устной форме
1.3.Формировать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
-
Зафиксировать результаты выполнения каждого задания обучающими
-
Развивать умения определять успешность выполнения своего задания
-
Активизировать внутреннюю позицию, способность к самооценке на основе критериев успешности
3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу
3.2.Организовать работу в парах и мини группах. Слушать и понимать других
3.3.Формировать умения сотрудничества с учителем;
Актуализируют – знания о дорожных знаках
Приобретут – умения успешному выполнению разных видов деятельности на уроке
Закрепят – знания о дорожных знаках, действиях регулировщика, навыки работы и сотрудничества в подгруппах.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Ежедневно каждый человек участвует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира и водителя. Но особую опасность в наше время представляют автомобили, поэтому для правильного передвижения по дорогам существуют дорожные знаки и другие информационные средства: пешеходные переходы, регулируемые светофорами; дорожные разметки, действия регулировщика.
Дорожных знаков насчитывается более 200. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп: К каждой группе относятся знаки , передающие информацию одинакового предназначения. Различают следующие группы дорожных знаков:
-
Предупреждающие
-
Приоритета
-
Запрещающие предписывающие
-
Особых предписаний
-
Информационные
-
Сервиса
-
Дополнительной информации (таблички)
Для регулирования дорожного движения применяются 2 группы светофоров: транспортные и пешеходные.
В некоторых случаях движением на дорогах (в центре перекрёстка) регулировщик подаёт сигналы руками, при помощи жезла или флажков.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие «Поздоровайся локтями»
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
3 минуты
Здравствуйте, ребята! Я очень рад приветствовать вас сегодня на нашем уроке. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли на урок?
— А давайте каждый из вас сейчас повернется друг к другу и улыбнется и пожелает удачи! Теперь каждый соприкасается локтём со своим соседом и поделиться с ним хорошим настроением и скажет «Мы готовы узнать много интересного!»
Наш урок мы начинаем с просмотра видеокадров.
Погружение в тему «Мозговая гимнастика»
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
6 минут
Назовите, кого вы увидели на слайдах в действии? Ребята называют водителя, пешехода и регулировщика. Почему они все оказались в одном месте? Ребята комментируют действия каждого. А для того чтобы водитель и пешеход двигались здоровыми и невредимыми каждый в своём направлении им необходимо помочь. Что поможет, выполнит эту роль? Ответы ребят (дорожные знаки). Правильный ответ — жетон.
Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут «Актёрское мастерство» (3 пары)
10 минут
Ребята, давайте вспомним, какие дорожные знаки вы знаете?
Смотрите внимательно на экран и называйте дорожные знаки. Дорожные знаки высвечиваются на экране (ответы детей).
Запомните! Дорожные знаки бывают разные, насчитывается 7 групп различных дорожных.
Все знаки по своему назначению разделены на 7 групп:
-
предупреждающие;
-
приоритета;
-
запрещающие;
-
предписывающие;
-
информационно-указательные;
-
сервиса;
-
дополнительной информации (таблицы).
— Но мы с вами сегодня более подробно рассмотрим только три группы знаков.
Учитель одевает форму ДПС и предлагает отметить особенности дорожных знаков в каждой из 3-х групп (ответы ребят)
1. Предупреждающие, они имеют треугольную форму с красной каймой. Знаки этой группы предупреждают водителей и пешеходов о приближении к опасности. А какой знак отнести еще можно к этой группе?
2. Запрещающие, это знаки круглой формы, и они являются самыми строгими знаками, как для водителей, так и для пешеходов. А какие здесь знаки вы могли бы еще назвать?
3. Знаки сервиса, эти знаки информируют нас о расположении соответствующих объектов, таких как заправочная станция, пункт первой медицинской помощи, автомойка.
А теперь, мне бы хотелось, проверить насколько внимательно вы меня сейчас слушали. Я вам буду высвечивать дорожные знаки, а вы мне будете их изображать (по примеру от каждой пары). За активность участия – жетон.
-Молодцы, вы внимательно меня слушали, и правильно изобразили дорожные знаки.
Проработка темы «Калейдоскоп»
(закрепление знаний о значении светофора и дорожных знаков — викторина)
10 минут
-
Ребята, какие вы знаете виды светофоров? (ответы детей)
Посмотрите внимательно на экран. На экране видеофильм про светофор.
-
Что означают основные сигналы светофора? (ребята отмечают правильные ответы в тесте)
-
Почему нельзя переходить проезжую часть на мигающий сигнал светофора?
-
Выдели пешеходный светофор?
Ребята занимаются взаимопроверкой и оценивают самостоятельно выполненную работу.
(ребята отмечают правильные ответы в тесте)
Ребята, какие вы знаете виды светофоров?
Посмотрите внимательно на экран. На экране видеофильм про светофор.
Что означают основные сигналы светофора? (ребята отмечают правильные ответы в тесте)
Почему нельзя переходить проезжую часть на мигающий сигнал светофора?
Выдели пешеходный светофор?
Ребята занимаются взаимопроверкой и оценивают самостоятельно выполненную работу.
Вот мы и познакомились с группами дорожных знаков и дополнительными средствами предупреждения.
Давайте проведем ВИКТОРИНУ
— Зачем нужны дорожные знаки?
— На какие группы делят дорожные знаки?
— Какую форму имеют предупреждающие знаки, о чем они говорят?
— Где устанавливают дорожный знак, на котором нарисованы дети?
— О чем говорят знаки приоритета?
— О чем говорят запрещающие знаки?
— Как должен поступить велосипедист, увидев знаки «Въезд запрещен» и «Движение на велосипедах запрещено»?
— Можно ли велосипедисту ехать на улицу, если установлен знак «Движение запрещено»?
— Для чего служат информационно-указательные знаки?
— Что означает знак «Пешеходная дорожка»? Где его устанавливают?
— Где устанавливают знак «Пешеходный переход»?
— Каково назначение знаков дополнительной информации?
Ребята активно отвечают на вопросы, при этом зарабатывая жетоны.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка «Фиксики»
Освободить учеников от физического, психологического и эмоционального напряжения
2 минуты
-
Встали и вышли в проход из-за парт.
-
Как только зазвучит музыка, вы должны выполнять движения согласно песенному тексту. Ребята выполняют игровые ритмичные движения, напоминая любимых героев мультфильма. После этого самые активные получают «весёлый» смайлик. Во время исполнения учитель играет вместе с детьми.
«Картинная галерея»
Закрепление изученного материала.
3 минуты
— Ребята, сейчас вы создадите картинную галерею «Дорожные знаки». Детям предлагается на время стать дорожными полицейскими, но вместо жезла предлагаются демонстрационный материал, который нужно разложить по группам:
— Ребята, сейчас вы создадите картинную галерею «Дорожные знаки». Приступаем.
Все будете работать в 2-х группах. Учитель предлагает проверить «командирам» группы правильность выполнения работы у соперников: «Сходите, друг к другу в гости. Посмотрите, получилось ли у других?» (взаимопроверка). 2 мальчика «командиры» групп являются лидерами и соблюдают допустимое общение в группе. Ребята получают дополнительные жетоны.
Рефлексия «Дерево достижений»
5 минут
Ребята (выстраиваются в круг) все на уроке были активны, поэтому предлагаю украсить своими жетонами «Дерево достижений», которое я разместила на доске. И по количеству жетонов оценить свою работу на сегодняшнем уроке.
Дети сами себя оценивают, учитель и ребята соглашаются или нет.
( оценивание, комментарии, похвала )
Домашнее задание
3 минуты
Творческое задание в практической тетради
-
Придумать и нарисовать свой дорожный знак
-
стр 30 – 34 прочесть и рассмотреть иллюстрации
И, так ребята, о чем же мы с вами сегодня говорили на уроке. Наш урок подходит к концу, ваше настроение не испортилось? Я очень рад этому. Значит, поработали мы с вами плодотворно и с пользой. Я благодарю вас за хорошую работу. Большое спасибо.