Внеклассное занятие «Права детей» в доступной форме «сказкотерапии» в 4 классе.
Воспитатель – Тендрякова О.В.
Цель: систематизировать и закрепить знания учащихся о правах ребенка.
Задачи: формирование у детей знаний о правах человека
— Обобщить и закрепить знания обучающихся о правах детей.
— Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
— Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
— Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь.
Оформление:
Выставка книг, костюмы для героев из сказок, рисунки детей, выпущенный детьми лэпбук на основе исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
беседы о Правах ребенка; поиск пословиц, заучивание стихов; оформление лэпбука
Ход мероприятия:
Воспитатель: — Добрый вечер друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. (Читает стихотворение с доски)
«У каждого ребенка
есть свои права.
Знать их должен каждый,
ведь это не игра!»
У вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права, они определены законами, которые никто не вправе нарушать.
Но права ребенка особые. Записаны они в законе «Конвенция о правах ребенка» (показ книги). Этот закон действует во всем мире, а также и в России. Сегодня мы совершим короткое путешествие в мир прав ребенка по страницам этого документа, а помогут нам в этом сказки знакомые всем с детства. Да, да не удивляйтесь именно сказки.
Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
Воспитатель: — О каком праве говорится в стихотворении? (о праве на имя, гражданство статья 7 Конвенции )
Ребята при рождении вы получили имя и первый документ в своей жизни — свидетельство о рождении, где записаны ваше имя и национальность.
Имя каждому дано и у каждого оно одно!
Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? (нет) Повторим правила (из лэпбука):
У каждого человека есть свое имя. Поэтому, обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать — это нарушение его права на имя.
— Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга по имени).
А известно ли вам, что имена растут вместе с вами. Вы растете — и ваше имя вырастает. Например: Оля –Ольга. Давайте назовем гостям ваши полные имена: «Меня зовут….»
А теперь мы будем знакомиться с иностранцами, именно иностранцами
Угадайте имя сказочного героя , а я назову страну где он родился, где его придумал автор, его гражданство (загадки из лэпбука. Подсказками служат книги с выставки на доске.
Воспитатель: Вы, граждане какого государства?
Дети: — России
Воспитатель: — Молодцы, ребята, это право усвоили.
— Продолжаем путешествие по страницам. Читаем. В статье 6 Конвенции записано: «Все дети имеют право на жизнь и развитие ».
— Назовите, пожалуйста, сказки где это право было нарушено? Подумайте, а помогут вам книги ( по 5 книг на парте среди которых : «Колобок», «Красная Шапочка», « Волк и семеро козлят» и др.). Найти и прочитать отрывок, в котором есть угроза жизни.
Воспитатель: Как много сказок встречается, где это право нарушается. А ведь жизнь – это самое дорогое, что есть у человека и покушаться на нее, никому не дано.
Воспитатель:
«Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица. – Скажите, о каком праве пойдет сейчас речь? Читаем в статье 5 Конвенции «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному — невозможно!
У каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье. Попробуйте по слогам произнести слово «семь я!»
Как вы думаете, что это значит? Что такое дружная семья?
Воспитатель: Самые близкие ребенку люди — его родители. И для родителей дети — смысл жизни.
Помните, счастливы дети тогда, когда у каждого ребенка дружная семья. Мы с вами тоже живем одной дружной семьей, а в хорошей и дружной семье все друг другу помогают, заботятся о членах семьи.
В какой сказке герои хотели жить дружной семьей?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Назовите героев сказки, не нарушив права на имя.
Назовите еще сказки, где это право было нарушено?( «Гуси-лебеди», «12 месяцев», «Дюймовочка», «Снежная Королева» )
Воспитатель: — Родные заботятся о вас, и вы имеете обязанности дома? Вы наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру « Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем» (Дети имитируют мытье посуды, полов, глажку белья, стирку белья, колют дрова, уборку снега). Отгадывают взрослые и дети.
Воспитатель: — Неплохо потрудились и заслужили право на…? (отдых). Это право тоже закреплено в Конвенции статья 31.
— Какая девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. Давайте посмотрим.
Входит Золушка, поет, имитирует уборку:
— Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
И не уж- то никогда
Не уйти мне никуда,
От золы и сажи?!
Фея: — Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?
Золушка: — Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье)
Фея: — Не спорь, не спорь, ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)
Звучит песня «Золушка» (слова И.Резник, музыка И.Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.
Фея:Обожаю эту девочку и приглашаю на наш праздник!
Воспитатель: — Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу).
-Как могут отдыхать дети?(Дети:гулять, смотреть телевизор, играть, ходить в театр и кино)
– Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции статья 31 .
-Без отдыха человек может даже заболеть.
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмания, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только…(врач)
Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита.
Доктор Айболит: — Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!
Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники) Неужели ваши дети заболели?
— Что ж, осмотром я доволен,
Из ребят никто не болен.
Чтоб здоровыми остаться
Нужно спортом заниматься.
На зарядку становись!
Дети встают и выполняют команды доктора:
— Попрошу всех дружно встать,
И назначение доктора выполнять.
Все дышите, не дышите,
руки вверх все поднимите,
Превосходно. Опустите.
Наклонитесь, разогнитесь.
Влево, вправо повернитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь
Все в порядке , все садитесь.
Каждый весел и здоров,
И к занятиям готов.
Вы узнали героя сказки? О каком праве говориться в этом произведении.
Воспитатель: — «Ребенок имеет право на медицинскую помощь» статья 24 .
Воспитатель: — Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
Я и в клетку и в линейку,
Написать по ним сумей-ка.
(Тетрадь)
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Отгадай, что за вещица, —
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки.
(Ручка)
Воспитатель: – Где необходимы вам эти предметы? (В школе, дети должны ходить в школу и учиться).
– Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Воспитатель: — Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
-Нужно всем учиться в школе,
Чтобы грамотными стать
И никто у вас не может
Это право отобрать.
– Все дети имеют право на получение образования статья 28. Так записано на следующей странице Конвенции.
Воспитатель — Для чего надо учиться? (быть грамотными, много знать)
Поиграем в игру «Продолжи пословицу». Я начну, а вы продолжайте:
— Ученье – свет, а… (неученье – тьма);
— Грамоте учиться — … (всегда пригодится);
— Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться);
— Мир освящается солнцем, а человек –…(знаниями)
— Повторенье — …( мать ученья).
Воспитатель: Кто из сказочных героев не хотел учиться?
Дети : Буратино, Незнайка.
(работа в парах: задание — собрать картинку, назвать сказку и автора, определить право, которое было нарушено)
Воспитатель: Посмотрите, сколько прав героев этой сказки было нарушено. Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей. Сейчас мы проверим, воспользовались ли вы сегодня своим правом на образование или остались Незнайками.
Сказочная викторина ( презентация)
Воспитатель: — Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и я знаю, что на тему занятия даже подготовили стихи. Возьмите с доски рисунок, который подходит к вашему стихотворению.
(Дети читают стихи о правах, держа в руках рисунки с конкурса «Права ребёнка»)
1 ученик:
Вовочки и Леночки,
Андрюшки и Иришки –
Каждый день рождаются
Девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
(Каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие, имя и гражданство)
2 ученик:
Очень я хочу учиться,
Обещаю не лениться!
Переходим в пятый класс,
Там всему научат нас! (Каждый ребёнок имеет право на образование)
3 ученик:
Если жар, всё тело ломит,
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь,
Тоже право детворы. (Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь)
4 ученик:
Положен отдых каждому
От всяческих хлопот,
От дела любой важности,
Учёбы и забот.
Играем и рисуем,
Гуляем и танцуем,
Смеёмся и поём.
Весело живем. (Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг)
5 ученик:
Если я проголодаюсь –
Пищу вправе получать.
Ну-ка, детки, поспешите,
И обед не пропустите,
Постарались повара,
Очень вкусная еда! (Каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание)
6 ученик:
Знают все на свете
Взрослые и дети,
Что семья наш лучший друг
На большой планете.
Без семьи ребятам трудно очень жить.
Помните! Семьёю нужно — дорожить! (Ребёнок имеет право на сохранение семейных связей)
7 ученик:
У взрослых – право на работу,
Трудиться чтоб они всегда могли.
А у детей есть право на заботу,
Чтоб взрослые во всём им помогли ( ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых)
8 ученик:
Я росточком не доволен
И пока не так силён.
Но не смей мне делать больно –
Есть у нас такой закон!
Дети – не куклы, любой Карабас
Будет серьёзно наказан у нас!
(Каждый ребёнок имеет право на защиту от физического и психологического насилия)
Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Нас ждут новые страницы этого закона. Ну, вот и все, друзья, спасибо за внимание. Настало время расставанья. До новых встреч!