Детям о правах в доступной форме (сказкотерапия)

Внеклассное занятие «Права детей» в доступной форме «сказкотерапии» в 4 классе.

Воспитатель – Тендрякова О.В.

Цель:  систематизировать и закрепить знания учащихся о правах ребенка.
Задачи: формирование у детей знаний о правах человека
— Обобщить и закрепить знания обучающихся о правах детей.
— Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.

— Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.

— Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь.
Оформление:
Выставка книг, костюмы для героев из сказок, рисунки детей, выпущенный детьми лэпбук на основе исследовательской деятельности.
Предварительная работа: 
беседы о Правах ребенка; поиск пословиц, заучивание стихов; оформление лэпбука
Ход мероприятия:

Воспитатель: — Добрый вечер друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. (Читает стихотворение с доски)

«У каждого ребенка

есть свои права.

Знать их должен каждый,

ведь это не игра!»

У вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права, они определены законами, которые никто не вправе нарушать.

Но права ребенка особые. Записаны они в законе «Конвенция о правах ребенка» (показ книги). Этот закон действует во всем мире, а также и в России. Сегодня мы совершим короткое путешествие в мир прав ребенка по страницам этого документа, а помогут нам в этом сказки знакомые всем с детства. Да, да не удивляйтесь именно сказки.
Если человек родился
Имя дать ему должны. 
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
Воспитатель: — О каком праве говорится в стихотворении? (о праве на имя, гражданство статья 7 Конвенции )

Ребята при рождении вы получили имя и первый документ в своей жизни — свидетельство о рождении, где записаны ваше имя и национальность.

Имя каждому дано и у каждого оно одно!
Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? (нет) Повторим правила (из лэпбука):

У каждого человека есть свое имя. Поэтому, обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать — это нарушение его права на имя.

— Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга по имени). 
А известно ли вам, что имена растут вместе с вами. Вы растете — и ваше имя вырастает. Например: Оля –Ольга. Давайте назовем гостям ваши полные имена: «Меня зовут….»

А теперь мы будем знакомиться с иностранцами, именно иностранцами

Угадайте имя сказочного героя , а я назову страну где он родился, где его придумал автор, его гражданство (загадки из лэпбука. Подсказками служат книги с выставки на доске.

Воспитатель: Вы, граждане какого государства?

Дети: — России

Воспитатель: — Молодцы, ребята, это право усвоили. 
— Продолжаем путешествие по страницам. Читаем. В статье 6 Конвенции записано: «Все дети имеют право на жизнь и развитие ». 
— Назовите, пожалуйста, сказки где это право было нарушено? Подумайте, а помогут вам книги ( по 5 книг на парте среди которых : «Колобок», «Красная Шапочка», « Волк и семеро козлят» и др.). Найти и прочитать отрывок, в котором есть угроза жизни.

Воспитатель: Как много сказок встречается, где это право нарушается. А ведь жизнь – это самое дорогое, что есть у человека и покушаться на нее, никому не дано.
Воспитатель:

«Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица. – Скажите, о каком праве пойдет сейчас речь? Читаем в статье 5 Конвенции «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному — невозможно!

У каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье. Попробуйте по слогам произнести слово «семь я!»

Как вы думаете, что это значит? Что такое дружная семья?

Воспитатель: Самые близкие ребенку люди — его родители. И для родителей дети — смысл жизни.

Помните, счастливы дети тогда, когда у каждого ребенка дружная семья. Мы с вами тоже живем одной дружной семьей, а в хорошей и дружной семье все друг другу помогают, заботятся о членах семьи.

В какой сказке герои хотели жить дружной семьей?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Назовите героев сказки, не нарушив права на имя.

Назовите еще сказки, где это право было нарушено?( «Гуси-лебеди», «12 месяцев», «Дюймовочка», «Снежная Королева» )
Воспитатель: — Родные заботятся о вас, и вы имеете обязанности дома? Вы наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру « Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем» (Дети имитируют мытье посуды, полов, глажку белья, стирку белья, колют дрова, уборку снега). Отгадывают взрослые и дети.
Воспитатель: — Неплохо потрудились и заслужили право на…? (отдых). Это право тоже закреплено в Конвенции статья 31.  
— Какая девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. Давайте посмотрим. 

Входит Золушка, поет, имитирует уборку:
— Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
И не уж- то никогда
Не уйти мне никуда,
От золы и сажи?!
Фея: — Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?
Золушка: — Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье)
Фея: — Не спорь, не спорь, ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)
Звучит песня «Золушка» (слова И.Резник, музыка И.Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.

Фея:Обожаю эту девочку и приглашаю на наш праздник!
Воспитатель: — Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу).
-Как могут отдыхать дети?(Дети:гулять, смотреть телевизор, играть, ходить в театр и кино) 
Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции статья 31 .

-Без отдыха человек может даже заболеть. 
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмания, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только…(
врач) 

Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита. 
Доктор Айболит: — Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!
Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники) Неужели ваши дети заболели? 
— Что ж, осмотром я доволен,
Из ребят никто не болен.
Чтоб здоровыми остаться
Нужно спортом заниматься.
На зарядку становись!
Дети встают и выполняют команды доктора

— Попрошу всех дружно встать,
И назначение доктора выполнять.
Все дышите, не дышите,
руки вверх все поднимите,
Превосходно. Опустите.
Наклонитесь, разогнитесь.

Влево, вправо повернитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь
Все в порядке , все садитесь.

Каждый весел и здоров,
И к занятиям готов. 

Вы узнали героя сказки? О каком праве говориться в этом произведении.

Воспитатель: «Ребенок имеет право на медицинскую помощь» статья 24 .

Воспитатель: — Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Я и в клетку и в линейку,

Написать по ним сумей-ка.

(Тетрадь)

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

Отгадай, что за вещица, —
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки.
(Ручка)

Воспитатель: – Где необходимы вам эти предметы? (В школе, дети должны ходить в школу и учиться). 
– Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? 
Дети: Право на образование. 
Воспитатель:  — Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права. 
-Нужно всем учиться в школе, 
Чтобы грамотными стать
И никто у вас не может 
Это право отобрать.

– Все дети имеют право на получение образования статья 28. Так записано на следующей странице Конвенции.

Воспитатель — Для чего надо учиться? (быть грамотными, много знать)

Поиграем в игру «Продолжи пословицу».  Я начну, а вы продолжайте:
— Ученье – свет, а… (неученье – тьма);
— Грамоте учиться — … (всегда пригодится);
— Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться);

— Мир освящается солнцем, а человек –…(знаниями)

— Повторенье — …( мать ученья).
Воспитатель: Кто из сказочных героев не хотел учиться?

Дети : Буратино, Незнайка.

(работа в парах: задание — собрать картинку, назвать сказку и автора, определить право, которое было нарушено)

Воспитатель: Посмотрите, сколько прав героев этой сказки было нарушено. Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей. Сейчас мы проверим, воспользовались ли вы сегодня своим правом на образование или остались Незнайками.

Сказочная викторина ( презентация)

Воспитатель: — Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и я знаю, что на тему занятия даже подготовили стихи. Возьмите с доски рисунок, который подходит к вашему стихотворению.

(Дети читают стихи о правах, держа в руках рисунки с конкурса «Права ребёнка») 
1 ученик: 
Вовочки и Леночки, 
Андрюшки и Иришки – 
Каждый день рождаются 
Девчонки и мальчишки, 
Пользуются с первых дней правами своими – 
Ведь с пелёнок человек получает имя. 
(Каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие, имя и гражданство) 
2 ученик: 
Очень я хочу учиться, 
Обещаю не лениться! 
Переходим в пятый класс, 
Там всему научат нас! (Каждый ребёнок имеет право на образование) 
3 ученик: 
Если жар, всё тело ломит, 
И совсем не до игры, 
То позвать врача на помощь, 
Тоже право детворы.  (Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь) 
4 ученик: 
Положен отдых каждому 
От всяческих хлопот, 
От дела любой важности, 
Учёбы и забот.  
Играем и рисуем, 
Гуляем и танцуем, 
Смеёмся и поём. 

Весело живем. (Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг) 
5 ученик: 
Если я проголодаюсь – 
Пищу вправе получать. 
Ну-ка, детки, поспешите, 
И обед не пропустите, 
Постарались повара, 
Очень вкусная еда!  (Каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание) 
6 ученик: 
Знают все на свете 
Взрослые и дети, 
Что семья наш лучший друг 
На большой планете. 
Без семьи ребятам трудно очень жить. 
Помните! Семьёю нужно — дорожить! (Ребёнок имеет право на сохранение семейных связей) 
7 ученик: 
У взрослых – право на работу, 
Трудиться чтоб они всегда могли. 
А у детей есть право на заботу, 
Чтоб взрослые во всём им помогли ( ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых) 
8 ученик: 
Я росточком не доволен 
И пока не так силён. 
Но не смей мне делать больно – 
Есть у нас такой закон! 
Дети – не куклы, любой Карабас 
Будет серьёзно наказан у нас! 
(Каждый ребёнок имеет право на защиту от физического и психологического насилия) 

Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Нас ждут новые страницы этого закона. Ну, вот и все, друзья, спасибо за внимание. Настало время расставанья. До новых встреч!

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя