«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».

Выполнение практической работы:

«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».

Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО1.

Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

УМК «Школа России»

«Окружающий мир» 3 класс

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России.

Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры  — символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух  — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения  — пища и укрытие для животных; животные  — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и  других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в  мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

В УМК по ФГОС за 2009 год в содержании программы присутствуют 6 разделов (

«Земля и человечество»,

«Природа России»,

«Родной край – часть большой страны»,

«Страницы всемирной истории»,

«Страницы истории России»,

«Современная Россия»),

а в ПРП по ФГОС за 2021г. в содержании выделены три раздела («Человек и общество»,

«Человек и природа».

«Правила безопасной жизни»

), порядок изучения тем изменен.

В УМК по ФГОС за 2009г отсутствуют следующие темы:

«Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.»,

«Особенности труда людей родного края, их профессии»,

В УМК по ФГОС за 2009г в качестве работы над проектами предложены темы:

«Полезные ископаемые родного края (2—3 примера)»,

«Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений».

«Животные родного края, их названия,краткая характе-ристика на основе наблюдений».

«Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).»

В УМК по ФГОС за 2009г отсутствуют следующие темы:

«Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в  мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.»

Остальные темы ПРП имеют место в УМК по ФГОС за 2009г.

Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.

Предмет, класс

УМК

Учебное задание

Метапредметные результаты

1. Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России», авт. учебника Канакина В.П. и др.

2. Русский язык, 2 класс. УМК

«Школа России», авт. учебника Канакина В.П. и др.

3. Литературное чтение, 2 класс. «Школа России», авт. учебника Климанова Л.Ф. и др.

МР находить в языковом материале закономерности и проти­воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблю­дения;

анализировать алгоритм действий при работе с языко­выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

проводить по предложенному плану несложное лингви­стическое мини­-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательства­ми на основе результатов проведённого наблюдения за языко­вым материалом (классификации, сравнения, исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

ПР читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками пре­пинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточ­нения;

понимать прочитанный, прослушанный текст;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты;

ЛР осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произве­дений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо­вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника­ющий при обсуждении примеров из художественных произве­дений;

первоначальные представления о человеке как члене об­щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-­этических нормах поведения и прави­лах межличностных отношений, в том числе отражённых в ху­дожественных произведениях.

МР выстраивать последовательность выбранных действий 

корректно и аргументированно высказывать своё мне­ние;

анализировать и создавать текстовую, видео­, графиче­скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада­чей;

с помощью учителя формулировать цель, планировать из­менения языкового объекта, речевой ситуации;

ПР строить устное диалогическое и монологическое выска­зывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблю­дениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной ин­тонации;

составлять предложения из слов, устанавливая между ни­ми смысловую связь по вопросам;

находить главные члены предложения;

ЛР стремление к самовыражению в разных видах художе­ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна­ние важности русского языка как средства общения и самовы­ражения;

МР проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

троить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

ПР понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

ЛР становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Материалы к практической части занятия: ссылки и пакет примерных рабочих программ по предметам начального и основного общего образования, ссылка на конструктор рабочих программ.

1Начальные классы (на примере любого класса и предмета), 5 класс – любые предметы, прочие предметы по мере введения ФГОС ООО.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя